Media

Юристы выступили против злоупотребления «законом Лугового» в судах

Date: 25.10.2024

Они решили создать независимую рабочую группу, чтобы изменить практику его применения

В попытке изменить практику применения отечественными судами «закона Лугового», который позволяет переносить в российскую юрисдикцию связанные с санкциями споры, адвокатское бюро КИАП решило сформировать независимую рабочую группу, пригласив туда юристов других фирм. Об этом «Ведомостям» рассказал руководитель практики международного коммерческого арбитража бюро Степан Султанов.

«Закон Лугового», вступивший в силу в 2020 г., дополнил Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) статьями 248.1 и 248.2. Эти нормы установили исключительную компетенцию российских арбитражных судов по спорам с участием подсанкционных лиц и по искам, связанным с применением санкций. Также они дали участникам таких процессов право добиваться запрета инициировать или продолжать разбирательство за рубежом, даже если в договоре стороны закрепили иную подсудность.

Число дел, где суды применяют «закон Лугового», все увеличивается, дела становятся все более комплексными, а тренды все более огорчающими, жалуется Султанов. Иногда суды в нарушение норм АПК и ожиданий Минюста воспринимают «закон Лугового» как зеленый свет на разрушение всех договоренностей сторон о порядке разрешения споров и не разбираются, какие санкции и кем введены и как они влияют на доступ к правосудию, считает он. «Закон Лугового» превратился в «неконтролируемо карающий меч», поскольку стороны нередко злоупотребляют им, считают в КИАП.

Такое положение дел негативно сказывается на самих российских компаниях и их взаимоотношениях с контрагентами даже из дружественных юрисдикций, предупреждает Султанов. В бюро рассчитывают, что усилия юридического сообщества в рамках рабочей группы помогут выровнять тренды и вернуться к адекватной судебной практике.

Группа рассматривает исключительно правовые инструменты, подчеркнул Султанов: эксперты будут анализировать практику и доносить ее до судов и российского арбитражного сообщества. «Мы верим, что Верховный суд услышит нас через нашу работу либо через наше представительство в делах и скорректирует направление трендов. России и российскому бизнесу нужен международный арбитраж, чтобы оставаться частью глобальной экономики вне зависимости от политического курса или избранного полюса сотрудничества с Востоком или Западом», – не сомневается Султанов.

В России сформирована очень хорошая основа международного арбитража, которая в состоянии помогать и отечественным компаниям в разрешении споров, и в облегчении нагрузки на российские суды, уверен он, также это позитивно скажется на инвестиционном климате.

Практика применения «закона Лугового» в судах, действительно, вызывает вопросы, согласна партнер адвокатского бюро Nordic Star Анна Заброцкая. Один из огорчающих ее трендов – расширительное толкование судами оснований для переноса дел в отечественную юрисдикцию: это подрывает стабильность арбитражных оговорок, создает дополнительные риски для бизнеса, нарушает правовую определенность и ослабляет доверие к правовой системе России. Важно уделить внимание соблюдению баланса между защитой интересов российских компаний, столкнувшихся с санкциями, и сохранением принципов международного арбитражного права, уверена Заброцкая.

Советник коллегии адвокатов Pen & Paper Роман Кузьмин также обеспокоен трендом на расширительное толкование «закона Лугового» и асимметричную практику его применения. В пояснительной записке к этому закону его целью декларировалось установление гарантий обеспечения прав и законных интересов лиц под антироссийскими санкциями, напомнил он.

Суды по-разному толкуют «закон Лугового», потому что он относительно молодой, и отсутствие однозначности не может не огорчать, рассуждает управляющий партнер юридической компании IMPRAVO Максим Борисов. Ярким примером разночтений он называет оценку того, должен ли для применения «закона Лугового» находиться под санкциями именно участник спора или, например, достаточно, чтобы ограничительные меры были введены против бенефициара компании, инициировавшей процесс.

Юрфирма FTL Advisers сталкивается с применением «закона Лугового» в контексте разблокировки замороженных из-за санкций активов и констатирует неоднородную практику судов и подходов к формированию исковых требований, рассказывает ее советник Екатерина Дроздова. Попытки сформировать требования в формате, привычном для российского суда, приводят к невозможности защиты пострадавших инвесторов, констатирует она. Это вызвано недостатком мер защиты инвесторов на законодательном уровне, но причины этого понятны – законодательство не может закрыть все возможные ситуации, заметила эксперт.

Поэтому важно настроить диалог с компетентными органами власти и найти понимание на стороне судебной системы, разграничив недобросовестные иски от непреднамеренно созданных казусов, считает Дроздова. В связи с этим советник заинтересована участвовать в работе группы, которую формирует КИАП.

Заброцкой также это интересно, поскольку анализ правоприменительной практики профессионалами и обмен мнениями с коллегами могут способствовать созданию унифицированного подхода в профессиональной среде и, как следствие, в судах. Формирование рабочей группы может стать первым шагом к созданию единого подхода к применению «закона Лугового», считает Борисов, а сбор и анализ практики его применения может дать лучшее понимание решений по данным спорам практикующим юристам.

По мнению Кузьмина, чтобы добиться баланса между обеспечением права российских и иностранных лиц на доступ к правосудию в условиях санкций и принципами автономии воли сторон и соблюдения условий договоров, необходимо обеспечить оценку реального ограничения на доступ к правосудию введенных ограничений. Для этого необходимо будет, например, оценить предусмотренные санкционными режимами исключения и разрешения на представление интересов лиц в спорах, предполагает он.

Российские лица активно прибегают к «закону Лугового» в различных спорах, не раз писали «Ведомости». Например, бывшая компания миллиардера Олега Дерипаски «Распериа трейдинг лимитед» в Арбитражном суде Калининградской области в том числе ссылкой на «закон Лугового» обосновала компетенцию российского суда по своему иску к австрийской Strabag, ее акционерам и российскому Райффайзенбанку. Защита кредитной организации оспаривает применение этой нормы, так как «Распериа» обладает доступом к правосудию в иностранных судах. Это дело продолжает рассматриваться.

Подробнее читайте в материале на сайте Ведомости.