Госдума сокращает корпоративные издержки.
Госдума приняла закон, нацеленный на снижение издержек компаний при взаимодействии с так называемыми потерянными акционерами. Акционерные общества смогут не слать корреспонденцию и приостанавливать выплату дивидендов акционеру, связи с которым нет в течение двух лет. Объявившиеся владельцы акций при этом будут восстанавливаться в правах после актуализации их данных. Также принятый закон описывает порядок проведения дистанционного собрания органов управления компаний — в частности, способы идентификации его участников.
Правительственный законопроект, регламентирующий взаимодействие с «потерянными» акционерами, во вторник принят Госдумой сразу во втором и третьем чтениях. Смысл изменений — сокращение издержек акционерных обществ.
Так, в отношении «потерянных» акционеров (связи с которыми нет два года и более — таких в РФ примерно 6 млн) вводится возможность частичного ограничения прав.
Компания будет вправе приостановить отправку сообщений о проведении собрания акционеров, а также выплату дивидендов в случае, если в течение этого срока отправляемые корреспонденция и выплаты возвращаются. При этом акций такие участники общества не лишаются. Восстановление выплат и рассылки возможно после актуализации таким акционером своих данных.
Также поправками устанавливается порядок проведения онлайн-заседаний органов управления компаний.
Как отмечает первый замглавы Минэкономики Илья Торосов, это позволит «оптимизировать издержки на организацию собрания, упростить проведение корпоративных процедур». При подготовке к такому заседанию совет директоров общества будет решать вопросы о возможности дистанционного участия в нем и о способах «достоверного установления» личности участников. Для этого могут использоваться, в частности, усиленные электронные подписи и биометрические данные. Эти положения вступят в силу с 1 сентября 2027 года для того, чтобы у компаний было время на подготовку к их введению. Непубличные общества смогут устанавливать еще и свои способы идентификации. По общему правилу должна быть предусмотрена возможность «гибридного» формата мероприятия, но уставом компании может быть установлена и опция организации онлайн-заседания.
Руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Leх Кирилл Никитин отмечает, что проблема «мертвых душ» среди акционеров носит массовый и затяжной характер — наиболее характерна она для АО, созданных в результате приватизации еще в 90-х годах. Как добавляет юрист адвокатского бюро КИАП Александр Варчук, акционеры порой по объективным причинам не участвуют в деятельности компании, но числятся в реестре — в последнее время распространены и ситуации, когда иностранный акционер прекращает взаимодействовать с российским бизнесом. Необходимость направлять «потерянным» акционерам корреспонденцию и дивиденды, говорит Кирилл Никитин, образует дополнительные издержки, а неисполнение такой обязанности влечет за собой риски штрафных санкций. Принятые ограничения он считает соразмерными, ведь «участие в управлении компанией является обязанностью, а не правом акционера». Однако, подчеркивает Александр Варчук, из закона неясно, сможет ли акционер после возобновления своих корпоративных прав получить дивиденды за время приостановки выплат — этот вопрос нуждается в разъяснениях.
Евгения Крючкова