Большого числа россиян это не коснется.
Члены нижней палаты парламента Узбекистана (олий мажлис) в первом чтении приняли законопроект, вводящий ряд запретов на открытие счетов в банках страны. Ограничения могут коснуться тех, кто попал под экономические санкции в других странах, сообщила пресс-служба мажлиса. Эксперты рассказали «Ведомостям», сможет ли эта мера затронуть россиян.
В чем заключается суть законопроекта
В сообщении мажлиса говорится, что инициатива предложена из-за рисков применения вторичных санкций в отношении Узбекистана и для «постоянного повышения эффективности системы санкционного комплаенса в банковском секторе». Документ расширяет полномочия Центробанка по управлению рисками, связанными с экономическими санкциями, в кредитных и платежных организациях.
Депутаты предлагают отказывать в открытии счетов и проведении финансовых операций, если существует вероятность введения ограничений в отношении банков Узбекистана. В действующем законодательстве отсутствует правовая основа регулирования и контроля рисков, связанных с экономическими санкциями при работе кредитно-платежных организаций. Из-за этого, считают депутаты, находящиеся под ограничениями лица могут совершать любые операции в местных банках.
«Принятие данного законопроекта укрепит финансовую устойчивость банковской системы, повысит доверие международных и иностранных финансовых институтов к банковской системе страны, обеспечит непрерывность трансграничных операций граждан и субъектов хозяйствования», – отмечается в сообщении мажлиса.
Как отмечает ряд узбекских СМИ, при работе над документом его авторы учитывали опыт Латвии, Чехии, Эстонии и Грузии.
Коснется ли этот документ россиян
Собеседники «Ведомостей» считают, что пока рано говорить о последствиях. Законопроект еще должен пройти итоговое одобрение более высоких ступеней власти. Но инициатива вряд ли приведет к массовому запрету на открытие счетов и проведение финансовых операций для россиян.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что пока санкционные списки не будут включать сотни тысяч или миллионы россиян, опасаться нечего. Сейчас число лиц, находящихся под персональными экономическими ограничениями, остается «в пределах статистической погрешности». Но если в законопроекте идет речь о подсанкционных юридических лицах, а также о связанных с ними организациях, то риски возрастают. В любом случае стоит дождаться итогового текста документа, поскольку пока к его содержанию есть ряд вопросов.
«Как эти ограничения повлияют на процедуры комплаеса? Вызовет ли это повышение интереса банков к источнику дохода клиентов, связанных с Россией? Насколько тотальным будет запрет, если вообще будет?» – задается вопросами Жарских.
По мнению адвоката и управляющего партнера МКА «Аронов и Партнеры» Александр Аронова, вероятный запрет со стороны Ташкента не приведет к массовому закрытию счетов россиян. Но законопроект в отношении лиц, которые находятся в санкционных списках, был ожидаем.
«В последнее время все платежи [между Россией и Узбекистаном] <...> плохо осуществляются. Практически их невозможно проводить. Это связано с введенными санкциями и опасениями в отношении применения вторичных санкций», – говорит Аронов.
Эту информацию подтверждает руководитель практики «Санкционное право и комплаенс» АБ КИАП Денис Примаков. Он сообщил «Ведомостям», что банки в Узбекистане уже не проводят транзакции с санкционными лицами.
«Теперь можно ожидать, что российским компаниям, которые имеют связи с санкционными бенефициарами или подсанкционными товарами, начнут закрывать счета», – считает Примаков.
Законопроект направлен на то, чтобы Узбекистан мог избежать вторичных санкций и «улучшить свое положение на международной арене», полагает узбекский политолог Фарход Толипов. Эксперт рассчитывает, что законопроект не коснется большого числа россиян, которые проживают и работают в республике.
Василий Тулупов, в подготовке материала участвовала Анна Нараева.